Фонд Общественное мнение провел исследование «Интернет в России, Осень 2009», по данным которого месячная аудитория Рунета в возрасте старше 18 лет составила 39,4 млн человек, при этом размер 3-х месячной аудитории старше 18 лет — около 41 млн, а полугодичной — 42 млн. человек.
Распределение пользователей Интернета весьма неравномерно по федеральным округам России, так наибольшее число интернет-пользователей проживает в Приволжском округе — 8,6 млн (проникновение 35%), в Центральном (без Москвы) — порядка 7,4 млн (33%), в Москве — 5,8 млн (64%), в Северо-Западном — 5,7 млн (51%), в Южном — 5,5 млн (30%), в Сибирском — 5 млн (32%), в Уральском — 3,7 млн (38%), в Дальневосточном — 1,7 млн человек (33%).
Наиболее популярным занятием среди пользователей Рунета является чтение новостей — 77% аудитории посещает сайты СМИ. 74% пользуются почтой, 68% — поисковыми сервисами, 68% узнают погоду, 46% смотрят фото и видео, 44% скачивают программное обеспечение, 41% читают блоги и форумы, 39% скачивают музыку, 34% общаются с помощью мессенджеров (ICQ, Skype и т.д.).
По данным на февраль 2010-го года около 62% пользователей искали информацию в Интернете с помощью Яндекса, 21,8% — пользовались Google, 9,1% — Поиском Mail.ru, а 3,2% — использовали Rambler.
С каждым годом Интернет все серьезнее конкурирует за аудиторию с более традиционными медиа: телевидением, радио, печатными СМИ. Например, в Москве дневная аудитория Яндекса или Mail.ru (по данным TNS) заметно больше числа зрителей каналов «Домашний», «Культура», «ТВ 3» или любой из радио-станций. Но интересы среднестатистического интернет-пользователя давно уже не ограничиваются почтой и поиском, включая одну или сразу несколько социальных сетей, ряд новостных сайтов, блоги, интернет-магазины, тематические и справочные проекты. Общее состояние рынка Рунета по итогам 2009 года вырос практически по всем измеримым показателям. На 8% выросли объемы интернет-рекламы — на фоне 35% падения российского рекламного рынка в целом (при этом объемы контекстной интернет-рекламы выросли еще больше, на 11%).
Абсолютная величина рынка интернет-рекламы достигла 19 млрд. рублей по итогам 2009 года. На интернет-рекламу в России приходится 9,3% затрат рекламодателей. В среднем по различным оценкам на 20% вырос рынок электронной торговли (нужно отметить, что рост замедлился: так в 2008 году рынок электронной торговли вырос на 40%), в разы выросли платежи в Интернете посредством кредитных и дебитовых банковских карт.
Аудитория поисковых систем в Рунете значительно отличается друг от друга по качественным характеристикам. Так, согласно аналитическому отчету за 2008 год компании «Ашманов и Партнеры» среди пользователей главных конкурирующих систем Рунета можно выделить преобладающие группы пользователей. У Яндекса — непродвинутые пользователи, офисные сотрудники и студенты — они выходят в Интернет с рабочих мест, и как следствие, в выходные дни доля Яндекса снижается. А доля Google соответственно увеличивается. Среди пользователей Google больше компьютерных специалистов, профессиональная деятельность которых связана с Интернетом, они проводят в Интернете много времени, в том числе по выходным.
Согласно данным исследования КОМКОН, проведенного по заказу компании «Бегун» в конце 2009 года, доля пользователей, осведомленных о контекстной рекламе, за год выросла на 35%. Доля московских интернет-пользователей, сознательно переходящих по объявлениям контекстной рекламы в процессе поиска товаров и услуг, утроилась и достигла 70% от общего количества пользователей столичного региона. Для сравнения, осенью 2008 года интерес к контекстной рекламе проявлял 51% московской интернет-аудитории, осенью 2007-го — 21%. 56% участников исследования ответили, что работают в компаниях, размещающих рекламу в Интернете — за год их доля возросла на 21%.